КОГДА АВТОЛЮБИТЕЛИ ЧАЩЕ ВСЕГО ВСПОМИНАЮТ О СИНТЕТИЧЕСКИХ МАСЛАХ?
Как правило, перед зимой, когда становится актуален вопрос о запуске двигателя. Как-то раз знакомый продавец мне говорит: <Сегодня первый раз в жизни видел очередь в нашем магазине за синтетикой>. Для справки — в тот день температура опустилась ниже минус 20 градусов. Все логично — синтетика дружит с морозом. Но кроме того, синтетика обладает рядом свойств, которые обычно остаются <за кадром> внимания автомобилистов, и более того, даже неизвестны им. В этой статье мы постараемся рассмотреть эти <неизвестные> свойства синтетических моторных масел, проиллюстрировав их на примере масла ТНК Ультра 5W-40.
Ключ к успеху синтетики заключается в трех основных вещах. Это стабильность основных физико-химических характеристик, высокий индекс вязкости и от природы хорошие моющие свойства.
Эти преимущества достигаются благодаря сочетанию принципиально отличного от минерального базового масла и улучшенного пакета присадок.
Если Вы, уважаемые читатели-автомобилисты, когда-нибудь видели синтетическое базовое масло, то наверняка удивились тому, как оно выглядит. Трудно поверить, что моторные масла изготавливаются из этой абсолютно прозрачной, без цвета и запаха вяз- кой жидкости. В отличие от минералки, синтетика производится не путем последовательного очищения нефтяной базы, а путем направленного синтеза, который изначально исключает наличие потенциально вредных для масла соединений — серы, ароматических углеводородов и т.д. А чем меньше в масле таких нежелательных составляющих, тем медленнее происходят в нем процессы окисления и старения. Так обеспечивается повышенная физико-химическая стабильность синтетических продуктов. На языке потребителя это означает, что синтетика гораздо медленнее утрачивает свои эксплуатационные свойства по сравнению с обычным минеральным маслом.
Стабильность же вязкостно-температурных характеристик достигается за счет высокого индекса вязкости. В принципе именно эта характеристика обеспечивает возможность запуска мотора при низких температурах. Особо подчеркнем: речь идет о реальном запуске двигателя, а не о температуре застывания масла.
Есть масса масел с низкой температурой застывания, но в то же время они теряют текучесть настоль- ко быстро, что не могут прокачиваться через систему даже при легком морозе. Понятно, чем более <жид- кое> масло, тем легче оно прокачивается. Но тут возникает другая опасность: в уже разогретом двигателе масляная пленка испытывает высокотемпературную нагрузку и чем тоньше эта пленка, тем вероятней (теоретически) возможность ее разрыва. В результате, в двигателе может возникнуть взаимное трение металлических поверхностей, закономерно приводящее к выходу двигателя из строя.
Основное преимущество синтетики заключается как раз в том, что стабильность ее физико-химических характеристик обеспечивает оптимальное сочетание минимальной толщины и прочности масляной пленки. В результате, двигатель затрачивает меньше энергии на прокачивание масла в системе и проворачивание коленчатого вала и, вместе с тем, остается защищенным даже при самых экстремальных режимах эксплуатации. Вот почему синтетика, как правило, обладает хорошими энергосберегающими свойствами, позволяющими экономить топливо. Немаловажным также является и то, что синтетическое масло, за счет своих базовых свойств, практически не требует специальных присадок модификаторов вяз- кости (то есть присадок, <искусственно> улучшающих вязкостные характеристики), что в свою очередь делает масло более стабильным.
Моющим свойствам синтетических масел нужно уделить особое внимание. По самой своей природе синтетические базовые масла обладают высокими моющими свойствами. Однако производители могут улучшать их качество путем добавления эффективных пакетов специальных присадок. Так ТНК Ультра содержит моющие и диспергирующие присадки, которые удаляют с поверхностей двигателя загрязнения и отложения, выносят механические примеси, а также эффективно нейтрализуют кислоты, которые образуются в результате химических реакций отработанных газов с водой, проникающей в двигатель в виде конденсата. Количество таких активных присадок в мас- ле можно приблизительно оценить при помощи щелочного числа. Чем оно выше, тем больше присадок в масле. Щелочное число ТНК Ультра 5W-40 составляет в среднем 7,5 мгКОН/г, что является одним из самых высоких показателей для масел этого класса. В общем, используя такие масла как ТНК Ультра необходимость в специальной промывке двигателя при смене масла практически отпадает.
Таким образом, из трех основных преимуществ синтетики только одно относится к низкотемпературной области, остальные же проявляют себя при высоких температурах. Оценка этих преимуществ у автомобилистов происходит на подсознательном уровне. Ситуации, когда пользователи синтетики переходят на минералку, встречаются крайне редко. На вопрос, почему они ее используют, чаще всего слышишь: <Да просто нравится>. В этой короткой фразе скрывается очень многое — и уверенность в моторе перед дальней поездкой, и ра- дующая глаз чистота двигателя, и отсутствие головной боли в момент, когда утром вы снова обнаружили, что столбик термометра опустился еще на пять градусов. Все это Вам обеспечит ТНК Ультра 5W-40.
Михаил Емельянов
Как определить оптимальный срок службы масла?
Специалисты рекомендуют применять формулу:
СС = М — F, где СС — срок смены масла, М — максимальный пробег или период времени, рекомендованный производителем, а F — поправка на фактор жесткости условий эксплуатации. Эта поправка принимается в случае, если машина эксплуатируется:
— на топливе сомнительного качества;
— при низких температурах окружающей среды;
— постоянно в городских условиях (поездки на короткие расстояния);
— буксировка прицепа;
— езда в спортивном режиме с максимальными оборотами двигателя;
— в условиях повышенной запыленности.
Откуда берется вода в двигателе?
Практически все думают, что вода поступает в растворенном виде с топливом. На самом же деле вода образуется в процессе сгорания топлива:
CxHy + O2 = CO2 + H2O
Конденсат именно этой воды является основным источником ее поступления в двигатель, а также образования столь вредных для него кислот.